Музыка, созданная на века

17 сентября 2021

Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского исполняется 155 лет

01_Музыка, созданная на века
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой зал

Одно из самых известных музыкальных учебных заведений России и мира по праву гордится своими блистательными выпускниками, среди которых Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Альфред Шнитке, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Святослав Рихтер, Александра Пахмутова, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Денис Мацуев…

Этот список можно продолжать до бесконечности: за полтора с лишним века из этих стен вышло великое множество блестящих исполнителей, певцов, композиторов, дирижеров. Трудно представить, что всего полтора с небольшим столетия назад профессионального музыкального образования в России не существовало, талантливые музыканты учились в частных учебных заведениях либо за рубежом, а многие из композиторов, имена которых сегодня составляют гордость мировой культуры, консерваторского диплома не имели, получив специальность правоведа, медика или военного.


У истоков


Само название учреждения происходит от латинского «conservare» — сохранять. Так изначально назывались сиротские приюты в Италии, где детей обучали ремеслам и музыке для того, чтобы они могли стать певчими в храмах. Со временем музыкальное образование стало основным, а возможность обучения была предоставлена всем желающим — за плату.

Первые консерватории, в близком к современному пониманию этого слова, возникли в Европе в XVIII–XIX веках. В России профессиональное обучение музыке началось значительно позже, и у его истоков стояли два брата — Антон и Николай Рубинштейны. Любовь к музыке и Антону, и Николаю еще в детстве привили в семье. Первым учителем мальчиков была их мама, Калерия Христофоровна, одаренная пианистка. С детского возраста братья много концертировали в России и Европе, занимались у лучших преподавателей. Их заслуги перед русской культурой невозможно переоценить. Именно они, со всей своей любовью к музыке и блестящими организаторскими способностями, сумели в короткий срок вывести музыкальное образование в России на мировой уровень.

02_Музыка, созданная на века
Русские пианисты, дирижеры и педагоги Николай Рубинштейн (слева) и Антон Рубинштейн © РИА Новости

Благодаря усилиям старшего, выдающегося исполнителя и композитора Антона Рубинштейна, в 1862 году в Российской империи открылась Санкт-Петербургская консерватория. Она была создана на базе учебных классов Русского музыкального общества. А спустя четыре года консерватория появится и в Москве. Она станет делом всей жизни для младшего из братьев — пианиста и дирижера Николая Рубинштейна, который станет ее первым директором и профессором фортепианного класса.


Московское отделение


Как и в Санкт-Петербурге, в Москве консерватория начиналась с открытия отделения Русского музыкального общества. Главной задачей общества было просвещение публики, его члены организовывали концерты и открывали музыкальные школы, что сыграло ключевую роль в становлении русской музыкальной культуры.

Руководителем отделения общества в Москве стал 25-летний Николай Рубинштейн. Со всей энергией он занялся организацией хора, проведением концертов и открытием общедоступных бесплатных музыкальных классов: все расходы общество взяло на себя. Еженедельные концерты симфонического оркестра, где за дирижерским пультом почти всегда стоял он сам, знакомили московскую публику не только с произведениями признанных европейских классиков, но и с сочинениями русских композиторов — современников. Эти концерты были ярчайшими событиями московской музыкальной жизни, которая в то время сильно уступала столичной.

03_Музыка, созданная на века
Москва, Государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 1953 год © Фотобанк Лори

Для создания Московской консерватории, о которой мечтал Рубинштейн, были необходимы средства. Помогла поддержка со стороны императорской семьи и меценатов. Первым откликнувшимся на объявление о благотворительной подписке стал крупнейший московский предприниматель Василий Якунчиков. Пожертвовали крупные суммы и другие дарители, среди которых были великая княгиня Елена Павловна — августейшая покровительница Русского музыкального общества, а также представители знатных московских фамилий, купцы и промышленники.

Внес личные средства и сам Рубинштейн. Ему еще не раз придется отдавать на нужды учебного заведения собственные деньги, зачастую даже брать в долг на эти цели и расплачиваться затем гонорарами за свои концерты. Рассказывают, что на десятилетие консерватории директору подарили большой серебряный поднос с рваными расписками и векселями, которые были оплачены его друзьями.


«Хозяин музыкальной Москвы»


Свои двери для студентов Московская консерватория открыла 1 сентября 1866 года. В 1871 году учебное заведение переехало в дом семьи Воронцовых на Большой Никитской.

К преподаванию в только что открывшейся консерватории были привлечены лучшие музыканты современности. Игре на фортепиано учили Николай Рубинштейн, Карл Вебер, Николай Зверев — будущий наставник Рахманинова, на скрипке — Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Историю и теорию церковного пения в России преподавал протоиерей Дмитрий Разумовский — основатель русской школы музыкальной истории Средневековья. Теорию музыки и гармонию читал 26-летний Петр Чайковский, только что окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию. Он, кстати, и жил в этом же доме, в одной квартире с Николаем Рубинштейном: директор консерватории взял небогатого музыканта под свою опеку. В воспоминаниях Чайковского немало трогательных моментов, в которых он описывает, как Рубинштейн приобретал для него одежду и поддерживал деньгами.

04_Музыка, созданная на века
Группа профессоров консерватории перед ее зданием, начало 1890-х годов © Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Николай не был святым, живущим исключительно музыкой. С юности, например, любил азартные игры, ценил веселые компании друзей и празднества. При этом обладал недюжинным деловым чутьем, как сказали бы сегодня. Собирая средства на создание консерватории, старался привлечь к этой задаче единомышленников. Благодаря его усилиям финансовым директором Московского отделения Российского музыкального общества и консерватории стал Сергей Третьяков, брат основателя Третьяковской галереи. В работу был вовлечен и промышленник Николай Алексеев, будущий городской глава, много сделавший для развития Москвы.

«Прямо легендарной представляется личность Н.Г. Рубинштейна теперь, когда, по прошествии многих лет, оглядываешься на все то, что им было сделано, и вспомнишь, какую кипучую, но продуктивную, без малейшего отдыха деятельность он проявлял тогда, — писал в своих воспоминаниях председатель Театрально-литературного комитета императорских театров Николай Давыдов. — Казалось, создание и управление Музыкальным обществом и консерваторией, директорство которой он взял на себя и где, кроме того, он сам вел класс фортепьянной игры, было более чем достаточно и для сильного человека, но Рубинштейн не ограничивался этим; не было, кажется, ни одного концерта, дававшегося в пользу действительно достойного общеполезного дела, в котором Н.Г. не выступал бы в качестве дирижера оркестра или солиста. Он был неизменным руководителем концертов, дававшихся в пользу недостаточного студенчества, вел спевки хора Музыкального общества, и к нему же по всем делам, как к хозяину музыкальной Москвы, обращались все приезжающие в Москву музыканты».


Дом для музыки


Учеба в консерватории была платной и недешевой: 100 рублей в год. Срок обучения составлял шесть лет. Но количество студентов росло год от года, и для занятий требовалось все больше места. В первые годы здесь училось менее 200 человек, через два десятилетия это количество увеличилось вдвое. Кроме того, консерватории был нужен собственный концертный зал.

В начале 90-х годов XIX века было принято решение о кардинальной перестройке дома Воронцовых. Знаменитая сегодня на весь мир фасадная стена главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей — это то, что было сохранено от исторической постройки, все остальное было практически выстроено заново, и в 1898 году преподаватели и студенты получили возможность заниматься в новых классных помещениях. В том же году был освящен и открыт Малый зал, а в 1901 году состоялось торжественное открытие Большого зала.

05_Музыка, созданная на века
Во время концерта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, 1966 год © РИА Новости

Строительство нового здания консерватории и Большого зала стало главной задачей для Василия Сафонова, возглавившего учебное заведение в 1889 году. Как и первый директор Московской консерватории, он убедил власти и московское купечество вложиться в строительство нового здания: 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Солодовников, среди других филантропов — сахарозаводчик Харитоненко, кондитер Абрикосов, золотопромышленник Рукавишников. Мебель оплатил текстильный фабрикант Морозов, мраморные лестницы за свой счет установил архитектор Загорский, который к тому же работал над этим проектом безвозмездно, а железнодорожный магнат Cергей фон Дервиз, дети которого учились у Чайковского, подарил консерватории орган работы крупнейшего французского мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля.

06_Музыка, созданная на века
Орган A. Cavaille-Coll, подаренный консерватории Сергеем фон Дервизом в 1899 году © Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

И все же самое главное украшение и нового здания, и Большого концертного зала — это его уникальная акустика. Здесь важна каждая мелочь, и заслуга архитектора Загорского — в том, что он это прекрасно понимал и тщательно работал над деталями проекта. И подбор строительных материалов, и двойной потолок с воздушной подушкой, и раковина эстрады, отражающая звук, – все здесь важно, все работает на то, чтобы сделать Большой зал Московской консерватории одной из лучших концертных площадок в мире.

В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошла городская усадьба Колычевых, здание XVIII–XIX веков, с прекрасным залом, некогда построенным для Синодального певческого училища. Сегодня мы знаем этот зал как Рахманиновский, имя он получил в 1986 году, а открыл его концерт Святослава Рихтера: так два выпускника Московской консерватории «встретились» во времени и пространстве спустя годы после окончания учебы.

07_Музыка, созданная на века
Восстановленный витраж «Святая Цецилия» в фойе Большого зала Московской консерватории © Фотобанк Лори

Сегодня Московская консерватория имеет статус университета — это подчеркивает уникальность музыкального вуза и его особое место в русской культуре. А в память об основателе консерватории создан музей его имени, ставший основой для экспозиции Музея музыкальной культуры имени Глинки. Гордится вуз и своей легендарной библиотекой, которая носит имя Танеева: она входит в топ-5 крупнейших музыкальных библиотек мира по количеству единиц хранения — более 1,5 миллиона экземпляров. Еще одна достопримечательность консерватории — витраж с изображением святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Он находился в Большом зале, но в годы Великой Отечественной войны был разбит. Долгие годы это место занимала картина Репина «Славянские композиторы», но затем витраж был восстановлен, и с 2011 года Цецилия вернулась на свое место.

08_Музыка, созданная на века
Памятник русскому композитору П.И. Чайковскому на Большой Никитской улице в Москве, открыт в 1954 году © РИА Новости

С 1940 года консерватория носит имя Чайковского, в 1954 году перед зданием установлен памятник великому композитору работы скульптора Веры Мухиной. Когда-то Чайковский преподавал здесь теоретические дисциплины, а сегодня, кажется, не просто взмахивает рукой в дирижерском жесте, а приветствует новые поколения музыкантов, которые принесут славу своей альма-матер в будущем.

Для справки

Банк ВТБ оказывает особое внимание проектам, направленным на сохранение и развитие культурного наследия страны. Московская консерватория — один из системообразующих партнеров банка, современный международный центр музыкального образования, науки и просветительства. ВТБ выступает генеральным партнером Московской консерватории и поддерживает актуальные для нее начинания, в том числе банк стоял у истоков создания телевидения вуза, а также принимал участие в организации серии юбилейных мероприятий.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

16 июля 2021

Премьера в Большом театре За кулисами оперы «Мазепа»
Премьера в Большом театре

2 июля 2021

<p>Возвращению в репертуар Большого театра оперы «Мазепа» — посвящается
 </p>
Богат и славен

Возвращению в репертуар Большого театра оперы «Мазепа» — посвящается  

15 июня 2021

<p>О великом композиторе без купюр и цензуры  </p>
Дмитрий Шостакович — музыкальный нерв XX века

О великом композиторе без купюр и цензуры  

Все новости